Компрессионно-вакуумный метод диагностики двигателя


Правильные решения ремонта двигателя

Цены на услуги


В зависимости от сроков и условий эксплуатации, рано или поздно любой двигатель изнашивается до состояния, в котором его дальнейшая работа в нормальном режиме становится невозможной.

В момент, когда износ достигает своей критической точки, в работе двигателя начинают проявляться следующие проблемы (по отдельности или комплексно):
  • Повышенный расход масла и/или топлива
  • «Троение» двигателя
  • Снижение мощности
  • Проблемы с запуском при низкой температуре
  • Посторонние шумы в двигателе
Далеко не всегда такие симптомы в сочетании с большим пробегом однозначно говорят о необходимости капитального ремонта. Тем не менее, большинство специалистов в данной ситуации просто не могут предложить ничего лучше, чем разобрать двигатель и посмотреть, какие детали неисправны. К сожалению, такой подход в корне неверен!

Правило эффективного ремонта №1: устранение любой неисправности всегда должно начинаться с достоверной диагностики.
Предположим, что в нашу мастерскую попал автомобиль, в средней степени страдающий вышеперечисленными неполадками. Напрашивается вывод – двигатель нуждается в капитальном ремонте. Но это лишь предположение, которое сначала необходимо достоверно подтвердить, и не менее точно определить детали, нуждающиеся в ремонте или замене.

Метод тестирования цилиндров №1: компрессионно-вакуумная диагностика.
Данная технология позволяет точно распознать степень износа:
  • Компрессионных и маслосъемных колец
  • Клапанов
  • Гильз цилиндров
А также узнать реальный пробег двигателя, его износ, были ли перегревы, имеют ли место микротрещины, определить состояние компрессионных колец (норма, закоксовка, залегание, поломка) и другие повреждения.

Чтобы понять принцип работы устройства, достаточно разобраться в схеме работы четырехтактного двигателя. Знающие люди скажут, что всё предельно просто, и будут правы. Под четырьмя тактами подразумеваются возвратно-поступательные движения поршня в цилиндре: вниз-вверх-вниз-вверх.
  • На первом такте поршень двигается вниз, создавая тем самым в камере сгорания разрежение, которое позволяет всасывать воздушно-топливную смесь через открытый впускной клапан.
  • На втором такте поршень поднимается вверх, сжимая топливо до минимальных объемов.
  • Затем свечой зажигания в камеру подается искра, топливная смесь взрывается и «отталкивает» поршень вниз – это уже третий такт, который и является полезной работой двигателя.
  • На последнем такте открывается выпускной клапан, и поршень выталкивает отработавшее топливо из камеры сгорания.

Чтобы создать разницу давлений, достаточную для качественного всасывания топлива из впускного клапана на первом такте, внутренняя часть цилиндра – гильза, должна обладать идеальной цилиндрической формой и не иметь повреждений на своей поверхности. То же самое касается клапанов, при нарушении герметичности которых всасывание топливной смеси будет ухудшаться, а значит, пострадает и работоспособность двигателя.
Проблемы с клапанами и/или компрессионными кольцами также влияют и на объем топлива, которое будет детонировано на третьем такте: при сжатии часть топливно-воздушной смеси выталкивается в картер через изношенные клапаны, кольца и другие повреждения. Фактически утечка при сжатии означает потерю топлива, что влечет за собой снижение кпд и мощности двигателя.



Компрессионно-вакуумная диагностика двигателя

Данный метод позволяет определить точное значение полного вакуума – разрежения, которое способна создать цилиндропоршневая группа на первом такте (всасывание), а также остаточного вакуума – разрежения, которое возникает на третьем такте из-за того, что топлива становится меньше (т.к. его часть при сжатии просачивается через изношенные детали ЦПГ).
м все замеры производятся не на запущенном, а на «прокручиваемом» стартером двигателе. Вместо топлива в качестве рабочего тела выступает воздух. Диагностический прибор подключается в отверстие для свеч зажигания или через форсунок. Все клапаны ЦПГ во время тестирования закрыты, а стравливание воздуха при замере полного вакуума осуществляется через встроенный в прибор редукционный клапан.

Но что дают значения полного (P-1) и остаточного (P-2) вакуума специалисту? Резонный вопрос, ведь одни только эти данные мало о чем говорят. Чтобы сделать диагностику полноценной, были разработаны статистические карты, в которых содержатся значения P-1 и P-2, а также соотношения P-1/P-2, соответствующие степени износа тех или иных деталей цилиндропоршневой группы. В прибор эта статистика не встроена, поэтому само наличие анализатора герметичности цилиндров и умение им пользоваться не означает, что диагностика будет стопроцентно точной – куда сложнее грамотно применить статистические карты, чем просто снять показания. В конечном счете, получается, что результат тестирования полностью зависит от профессионализма диагноста.

Вернемся к нашему двигателю

Диагностика показала, что ЦПГ действительно плохо функционирует: точнее нарушена герметичность выпускного клапана, из-за чего двигатель «троит», и незначительно повреждена поверхность гильзы цилиндра. Исправляем проблему с клапаном, заливаем восстановительную присадку, и проблема решена. Быстро и за умеренные деньги.


Представим другой вариант: диагностика не выявила каких-либо проблем в ЦПГ, поэтому от двигателя моторист сразу же перешел к другим узлам, и обнаружил неисправность в системе топливоподачи, устранение которой в разы проще и дешевле снятия, разборки, дефектовки, сборки и установки двигателя на место.

А теперь самая приятная часть – цена:

Выполненная работаСтоимость
Диагностика -
Диагностика-
Диагностика-


И гарантии:

Главное достоинство технологии компрессионно-вакуумной диагностики заключается в возможности предельно точно обнаружить неисправные элементы ЦПГ вплоть до определения степени и типа их износа. Для моториста это означает, что он будет обладать достоверной информацией о состоянии ЦПГ еще до вмешательства во внутреннее устройство двигателя. Более того, если выяснится, что текущий износ двигателя незначителен, его можно будет привести в порядок за гораздо меньшие деньги, а также, что немаловажно – раз с двигателем всё в порядке, внимание будет уделено другим системам, в которых, вероятнее всего, и скрывается основная причина проблемы.

Для клиента такой подход означает эффективный контроль расходов и сокращение времени ремонта, ведь одно дело – подписываться на капитальный ремонт двигателя, не зная точно, необходим ли он, и каких вложений потребует, и совсем другое – заранее и точно знать, какие из деталей требуют ремонта или замены, и требуют ли вообще.