Удаление вихревых заслонок

 

 

Сегодня наш пациент - MERCEDES GL350, турбодизель 3 литра, V-образная шестерка.

 

Наш постоянный клиент купил подержанную машину, через несколько дней после покупки обратился к нам с жалобой на то, что машина перестала ехать и "вывалилась в аварийный режим".

Небольшое отступление. Ну не могу понять, почему клиенты обращаются к нам, да и в другие сервисы, не до покупки автомобиля, а после нее.. Мы всем предлагаем и рекламируем услугу Комплексная диагностика автомобиля перед покупкой, стоимость которой смешная - 2500р. Неужели жалко потратить 2500р. при цене автомобиля под два миллиона, чтобы понять, что именно с автомобилем обстоит не так и стоит ли его вообще покупать... Ну да ладно, накипело.

Читаем ошибки. Основная проблема - ошибка по вихревым заслонкам впускных коллекторов (их здесь два).

 

Немного теории о вихревых заслонках.

Дело в том, что топливовоздушная смесь, которая состоит соответственно из топлива (в данном случае солярки) и воздуха, для оптимального и как можно более полного сгорания в цилиндрах должна быть хорошо перемешана. Для лучшего смешения воздуха с топливом на различных крутящих моментах используются различные рецепты подачи воздуха и приготовления смеси. Именно с этой целью во впускные коллектора ставят заслонки, с помощью плавного открытия и закрытия которых меняется длина и геометрия впускного тракта, а также сталкиваются воздушные потоки, образуя "завихрения" для лучшего перемешивания с топливом.

 

 

 Вихревые заслонки могут находиться в нескольких положениях, а именно

- полностью закрыты - используется на режимах холостого хода и до 1250 об/мин

- приоткрыты - плавное бесступенчатое открытие в диапазоне от 1250 до 2750 об/мин. Увеличиваются обороты, увеличивается открытие, увеличивается поток воздуха. Заслонки управляются тягами, связанными с моторчиком, положение заслонок контролируется соответствующим датчиком.

- полностью открыты - когда большие обороты двигателя требуют максимальной подачи воздуха.

Итак проблемы и решения.

В нашем случае все оказалось банально. Причина ошибки очевидна - соскочила тяга с моторчика и перестала двигать заслонки. Сам моторчик рабочий. Обследуем пациента глубже. Осматриваем тяги на обоих впускных коллекторах, в тягах большой люфт, требуется замена. Причина люфта в выработке, но также можно предположить неисправность (обрыв или заклинивание) самих заслонок, находящихся в коллекторах. Если заслонка, к примеру, сломана, она может в конечном итоге оторваться, разрушиться и попасть в цилиндры с результатом "Попали на переборку двигателя".

Согласовываем с клиентом демонтаж впускных коллекторов, выполняем его.

Наблюдаем следующую картину - коллектор зарос нагаром, на самих заслонках тоже толстый слой. Три из шести заслонок оторваны, то есть уже не имеют связи с тягами, а значит, не работают.

Разрушений самих заслонок, к счастью, не наблюдаем.

 

 

Решений два - дорогостоящее и бюджетное.

Первое решение  - восстановление первоначально задуманной производителем схемы работы, соответственно, покупка новых коллекторов с заслонками и обратная сборка. Стоимость запчастей с работами около  100000р. Плюсы очевидны - автомобиль будет работать так, как задумано производителем. Минус - далеко не бюджетный вариант. Еще один минус - в новых коллекторах с работающей системой ЕРГ, возвращающей часть выхлопных газов во впускные коллектора, по-прежнему будет происходить интенсивное отложение нагара, которое через некоторое время приведет вновь к выходу из строя вихревых заслонок.

Второй вариант - отключение системы работы вихревых заслонок. Для этого извлекаются вихревые заслонки из коллекторов, чистятся и моются коллектора от нагара, далее корректируется программа управления, которая "забывает" о существовании заслонок. Правда здесь есть несколько нюансов. В связи с тем, что топливовоздушная смесь уже не будет оптимальной, ожидается незначительная потеря крутящего момента на малых оборотах, хотя, честно говоря, многие клиенты этого даже не заметят.  Предлагаемое решение - программное увеличение мощности, чип-тюнинг. И последнее. Раз уж занялись программированием, есть смысл программно "заглушить" систему ЕГР, от работы которой собственно и образуется нагар в коллекторах, ведущий к поломке вихревых заслонках со всеми вытекающими последствиями.

Для справки. Система ЕГР предназначена для снижения токсичных выбросов в атмосферу за счет возврата части выхлопных газов в камеру сгорания. Споров по ее целесообразности, пользе и вреде очень много, но это тема отдельной статьи, поэтому мы в данном случае оставляем выбор за клиентом.

Итак, бюджет разборки, сборки и программирования во втором варианте составляет 25000р.

Думаю, нетрудно догадаться, какой вариант выбрал клиент, пробег автомобиля которого 180000км.