Эксплуатация и ремонт автоматических коробок передач

                                                           ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ АВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

Для начала давайте разберемся, а какие же виды автоматических коробок передач АКПП существуют.

Классический автомат. Основное отличие автомата от механики в том, что прямая связь двигателя и колес отсутствует. Для каждой передачи в классической АКПП есть свое многодисковое сцепление. Такими коробками управляют специальные электронные устройства. В результате гидромеханические трансмиссии имеют спортивный режим, зимний режим, программу экономичной езды, а также возможность ручного переключения передач. К недостаткам классического автомата можно отнести большой вес и повышенный расход топлива.

Вариатор. Отличие вариаторных трансмиссий в том, что они плавно изменяют крутящий момент. Если классический автомат переключает передачи и это заметно по крайней мере на показаниях тахометра, то вариатор работает настолько плавно, что может постоянно снимать с двигателя максимальную мощность, поддерживая соответствующие обороты. Основной его недостаток - акустический. Автомобиль разгоняется на одной ноте, как троллейбус. Преимущества вариатора перед автоматом - экономия топлива, меньший вес и незначительное увеличение динамических параметров

Роботизированная механика (MTA). По своему строению это механика, а по управлению - автомат. Электроприводы выжимают сцепление и переключают передачи. Манера езды та же, что и на автомате, а расход топлива меньше, чем на механике. В этом случае водитель сам выбирает нужную передачу в зависимости от дорожной ситуации, но педаль сцепления выжимать уже не нужно. Однако ряд неудобств все равно остается. Во-первых, на машине очень трудно тронуться плавно, что сильно осложняет движение в пробке. Во-вторых, если не пользоваться ручником, автомобиль при трогании с места на склоне скатывается назад. К преимуществам коробки-робота можно отнести небольшой вес, невысокую стоимость и экономичность.

Секвентальные (последовательные) коробки передач. Передачи переключаются строго последовательно, одна за другой. Перемещения рычага происходят только вперед-назад. Движение рычага вперед повышает передачу, назад - понижает. Электроника обеспечивает быстрое, точное и мягкое переключение передач. Водитель просто двигает рычагом и в определенный момент резко нажимает или отпускает педаль газа, всем остальным управляет автоматика. Подобные коробки передач - атрибут гоночных автомобилей и суперкаров.

Direct Shift Gearbox» (DSG) - плод творчества инженеров Audi. DSG совмещает в себе механическую шестиступенчатую ручную коробку передач и современный автомат. Благодаря механизму парного сцепления появляется возможность для одновременного использования всех передач сразу! DSG позволяет переключать передачи, даже не используя педаль сцепления. Например, вы двигаетесь на четвертой передаче, а сцепление пятой уже включено и для того, чтобы перейти на нее, достаточно просто передвинуть рычаг.

Роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями. Отличается наличием двух сцеплений: одно обслуживает нечетные передачи, а другое - четные. Работает гораздо мягче, чем обычный робот. Этот тип трансмиссии используется на спортивных автомобилях. Вообще-то коробка механическая, и педаль сцепления в таких машинах присутствует, но пользуются ею только на старте. Дальше переключаться можно, не выжимая сцепление - как на мотоцикле. Преимущество этой коробки заключается в возможности переключить передачу за 0,15-0,20 сек. Для спортсменов это очень важный параметр. К недостаткам можно отнести очень высокую стоимость, шум и полное отсутствие комфорта при переключениях.

Разнообразие видов АКПП большое, а все неисправности автоматических коробок переключения передач (АКПП) можно разделить на две большие группы:

Неисправности электронной части АКПП:

-Выход из строя электронного блока управления

-Поломка датчиков системы управления трансмиссии и двигателя

-Замыкания, обрывы и иные повреждения электропроводки

-Выход из строя исполнительных элементов

Неисправности механической и гидравлической части АКПП:

-Износ шестерен и валов

-Износ или повреждение фрикционных элементов (дисков муфт, тормозных лент)

-Различные неисправности гидротрансформатора

-Неисправности блокировочной муфты гидротрансформатора

-Неисправности обгонной муфты статора (реактора) гидротрансформатора

-Поломки гидравлического блока

-Засорение масляных каналов (обычно происходит при износе фрикционных элементов и других деталей)

-Поломка масляного насоса

Нужно отметить, что при возникновении неисправностей в электронной части трансмиссии компьютер запускает аварийные программы работы. Эти программы обеспечивают функционирование коробки передач даже при поломке тех или иных элементов, причем для различных поломок предусмотрены разные программы. Если же поломка серьезная (например, перестал отвечать электронный блок управления АКПП или исполнительные механизмы), то коробка переводится в аварийный режим работы. Обычно в этом режиме автоматически включается третья передача, которая обеспечивает возможность движения автомобиля с наибольшей безопасностью. Нормально эксплуатироваться в аварийном режиме автомобиль не может, но добраться до места ремонта он вполне способен.

Очень часто в АКПП одна неисправность плавно перетекает в другую, и если сразу не решить проблему, то скоро коробка просто посыплется. Все дело в устройстве и тех принципах, на которых основана работа автоматической трансмиссии. Например, диски фрикционных муфт с течением времени изнашиваются, и продукты этого износа постепенно загрязняют масло. Эти загрязнения провоцируют засорение масляных каналов и клапанов гидравлического блока, нарушая его работу, что становится причиной плохой работы и перегрева фрикционных муфт. Также загрязнение масла влияет на другие системы АКПП, и если сразу не обратить внимания на эту проблему, то скоро придется потратиться на серьезный ремонт коробки.

Все неисправности, независимо от типа, имеют общие причины:

-Выработка ресурса компонентов коробки или их естественный износ

-Заправка в коробку иного масла, чем рекомендовано производителем (иного состава, с другой вязкостью и т.д.)

-Проведение ремонта с использованием низкокачественных запасных частей (причем зачастую это бывает сознательный выбор ради экономии средств)

-Обслуживание коробки передач с увеличенным межсервисным интервалом или нерегулярное обслуживание с нарушением требований завода изготовителя по пробегу

-Проведение работ по обслуживанию или ремонту специалистом низкой квалификации

-Особенности стиля вождения, при которых трансмиссия и двигатель часто работают в сложных и опасных режимах

Специалисты технического центра КРИСТАЛ-Сервис обладают огромным опытом и самым современным оборудованием, позволяющим своевременно и на начальных этапах выявлять и устранять самые сложные неисправности автоматических трансмиссий любого вида.

Обращайтесь к нам, и Ваш автомобиль всегда будет исправен.

И в заключении несколько советов по эксплуатации автоматических коробок передач:

-Начинать движение на «автомате» следует только после прогрева коробки на протяжении 2-3 минут, а при температуре ниже -25°C — до 10 минут.

-Трогаться с места нужно плавно, без пробуксовок колес (то есть, не нужно резко жать на педаль газа), а во время движения ни в коем случае нельзя одновременно нажимать педали газа и тормоза.

-При непродолжительных остановках и при езде с горки не следует переключать АКПП в нейтральное положение.

-Включение задней передачи в автоматической коробке можно производить только при полной остановке автомобиля. А при маневрировании в ограниченном пространстве (или во время парковки) изменять скорость автомобиля лучше педалью тормоза (при отжатой педали газа).

-Обслуживание АКПП сводится к проверке уровня масла каждые 10-15 тысяч км пробега, и замене масла и фильтра каждые 40-60 тысяч км пробега (в зависимости от марки и возраста автомобиля). Если же автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, то замену масла рекомендуется проводить чаще — каждые 25-30 тысяч км пробега. Порядок проверки и замены масла в каждом конкретном автомобиле подробно прописан в его инструкции по эксплуатации.

При проверке уровня масла также следует обращать внимание на его внешний вид и запах. Если масло потемнело, да еще и имеет запах гари, то его следует заменить — эти признаки свидетельствуют о загрязнении масла вследствие подгорания фрикционных механизмов в коробке, а загрязненное масло забивает масляные каналы и негативно влияет на работу АКПП.

Удачи на дорогах.